Психологическая помощь online

Психологические консультации и
психодинамическая терапия по скайпу.
Записаться на консультацию:
elena.psy-online@yandex.ru
7 (999) 710 25 13

Основные подходы в психотерапии

Как я уже писала, одной из важнейших областей применения психологии является
психотерапия – система лечебного воздействия на психику и через психику на организм человека.
Существует около 450 видов психотерапии, в которых придерживаются одного из основных подходов (или используют их комбинации).

Психодинамический подход

Последователи психодинамического подхода утверждают, что мысли, чувства и поведение человека обусловлены бессознательными психическими процессами. Основы этого подхода были заложены Зигмундом Фрейдом, который сравнивал личность человека с айсбергом: верхушку айсберга представляет сознание, основную же массу, расположенную под водой и невидимую, – бессознательное. Психодинамическая терапия известна также под названием психоаналитической психотерапии, ориентированной на инсайт терапии, эксплоративной психотерапии.

Предполагается, что видимые человеку происходящие в его психике процессы определяются не внешними обстоятельствами, не разумом или волей человека, а самостоятельной динамикой (взаимодействием и борьбой) сил внутри психики.

Вся работа в рамках этого направления основана на постепенном осознании клиентом внутренних проблем и конфликтов. Болезненные симптомы  –  неосознаваемое выражение скрытых конфликтов. Процесс осознания приводит к глубоким личностным изменениям и постепенно сглаживает болезненную симптоматику. Большинство (но не все) психодинамических подходов являются долгосрочными.

Феноменологический подход

Согласно феноменологическому подходу, каждый человек обладает уникальной способностью по-своему воспринимать и интерпретировать мир. На языке философии психическое переживание окружающего называется феноменом, а изучение того, как человек переживает реальность, – феноменологией.

Сторонники этого подхода убеждены, что не инстинкты, внутренние конфликты или стимулы среды определяют поведение человека, а его личное восприятие реальности в каждый данный момент. Выборы, которые делает человек, продиктованы уникальным восприятием человеком мира. Например, если вы воспринимаете мир как дружелюбный и принимающий вас, то вы, скорее всего, будете чувствовать себя счастливым и пребывающим в безопасности. Если же вы воспринимаете мир как враждебный и опасный, то вы, вероятно, будете тревожным.

феноменологический подход сосредоточивается на таких специфических психических качествах, которые выделяют человека из животного мира: сознание, самосознание,  креативность, способность строить планы, принимать решения и ответственность за них. По этой причине феноменологический подход называется также гуманистическим.

Наиболее известными из форм феноменологической терапии являются клиент-центрированная терапия Карла Роджерса и гештальт-терапия Фредерика Перлза. Сюда же можно отнести логотерапию (В. Франкл), экзистенциальный анализ Р. Мэя и Дж. Бугенталя, арттерапию, поэтическую терапию, терапию творческим самовыражением (М.Е. Бурно), музыкотерапию (П. Нордофф и К. Роббинс) и др.

Поведенческий (бихевиоральный) подход

Суть этого подхода, восходящего к теориям И.П. Павлова и Б. Скиннера, состоит в изменении поведенческих стереотипов через использование принципов теории научения.

Поведенческий терапевт отвечает на 4 вопроса:
1.    Какое поведение необходимо изменить?
2.     Какие события поддерживали и поддерживают это поведение?
3.     Какие изменения в среде и систематические вмешательства могут изменить это поведение?
4.    Как может однажды установившееся поведение быть поддержано и/или распространено на новые ситуации за ограниченное время?

Терапевт не стремится проникнуть в истоки конфликта - он изменяет наблюдающиеся поведенческие стереотипы. Психотерапия начинается с детального анализа поведения. Затем вместе с пациентом анализируются запускающие и поддерживающие симптом факторы. Затем составляется и реализуется в совместной и самостоятельной работе детальный пошаговый план действий. По сравнению с психодинамическим этот подход отчетливо директивен*.
* ДИРЕКТИВНЫЙ - категорический, не терпящий возражений.

Когнитивный подход

Восходит к работам А. Бэка и опирается на представления о решающей роли мышления, познавательных (когнитивных) процессов в происхождении нарушений. Подобно психодинамическому подходу он обращается к неявным, скрытым причинам нарушений и подобно бихевиоральному - к неадекватным поведенческим стереотипам. Фокус внимания этого подхода сосредоточен на схемах мышления. Запускаются "негативные познавательные схемы", что принципиально сравнимо с ошибками программирования и вирусными искажениями компьютерных программ.

Различные школы в рамках этого подхода подчеркивают значение индивидуальных когнитивных стилей, когнитивной сложности, когнитивного баланса, когнитивного диссонанса и т.д. Цели и задачи психотерапии ориентированы на "перепрограммирование" мышления и когнитивных процессов как механизма возникновения проблем и образования симптомов. Круг методов очень широк - от рациональной психотерапии по П. Дюбуа до рационально-эмотивной психотерапии А. Эллиса. Подобно поведенческому, когнитивный подход базируется на директивной позиции терапевта.

Системный подход

Системная семейная терапия помогает понять отдельного человека в контексте его социальных связей.

В начале 1960-х годов семейная терапия выделилась в самостоятельную область психотерапевтической практики. Ее становление связано с развитием теории коммуникаций и применением теории систем к объяснению проблем человеческого поведения.

Терапевт должен решить в начале работы две задачи:
•    во-первых, определить для себя, что ему важно знать о семье, чтобы решить проблему;
•    во-вторых, каким образом организовать процесс взаимодействия с семьей, чтобы эту информацию получать.

Собрав нужные ему сведения о семье, терапевт может выдвигать гипотезы об отношениях в ней и разрабатывать на их основе стратегию терапевтической помощи.

Системный терапевт директивен: он задает вопросы, наблюдает и контролирует, структурирует коммуникацию участников, драматизирует отношения и моделирует конфликты, дает домашние задания и т.д.

Интегративный подход

Этот подход становится все более популярным, т. к. позволяет использовать различные методы из других подходов для решения текущих задач.

В рамках интегративного подхода можно объединять теоретические модели различных психотерапевтических направлений, а так же использовать достижения других научных дисциплин: медицины, психологии, социологии, педагогики, нейрофизиологии, философии, психолингвистики и др.

Смешение разных факторов и стилей интеграции создает "дикую психотерапию", чреватую, как подчеркивает А. Лазарус (1995), непредсказуемыми эффектами.

14.02.2017

[1] Основные подходы и методы психотерапии, Московский психологический журнал. №12

[2] Александров А. А. Современная психотерапия. Курс лекций, СПб.: «Академический проект»

Комментарии

Добавить комментарий

Добавить комментарий:

Пожалуйста, введите текст с картинки