Психологическая помощь online

Психологические консультации и
психодинамическая терапия по скайпу.
Записаться на консультацию:
elena.psy-online@yandex.ru
7 (999) 710 25 13

Происхождение гомофобии

Очень часто в разговорах и статьях встречаю слово «гомофобия». И само явление встречается буквально на каждом шагу. Унизительные шутки, легкая (и не очень) брезгливость, отвращение, презрение, агрессия, которую люди часто испытывают по отношению к лесбиянкам и, особенно, к геям, потаенный страх (а не гей ли я?), гнев и растерянность. Такие достаточно яркие эмоции, и, если задуматься, то происхождение этих чувств неочевидно.  Какова природа гомофобии?

При попытке найти информацию на эту тему я оказалась буквально завалена огромным количеством статей о том, что общество страдает гомофобией, и о том, как это плохо. И гораздо меньше материалов о сути проблемы.

В отличие от термина «гомосексуальность», введенного в научный лексикон во второй половине XIX века, термин «гомофобия» появился лишь в 1960-е годы. Такое позднее осмысление гомофобии связано с тем, что до этого гомофобия прочно сливалась с общественной нормой. Собственно и сейчас во многих группах презрительное подшучивание над геями является «хорошим тоном». Даже если считать гомосексуальность парафилией - сексуальной девиацией, то трудно не заметить, что другие  отклонения не вызывают такой сильной социальной реакции. Однако с 1974 года гомосексуализм официально перестали считать психическим расстройством. Термин «гомофобия» также не является обозначением психического расстройства. Отдельных клинических признаков гомофобии в психиатрии и психотерапии не существует.

Резолюция Европарламента «Гомофобия в Европе» (18 января 2006 г) определяет гомофобию как «иррациональный страх и отвращение к гомосексуальности и к лесбиянкам, геям, бисексуалам и трансгендерным людям, основанные на предубеждении, подобном расизму, ксенофобии, антисемитизму и сексизму». Однако сам термин говорит о страхе, т.к. фобиями в психологии и психиатрии обозначают различные страхи.

Психологи отмечают, что очень важно провести чёткую границу между негативным отношением к гомосексуальности – гомонегативизмом и гомофобией. Если гомонегативизм – интеллектуальное неприятие гомосексуальности, то гомофобия – это яркая эмоциональная реакция: страх, тревога, отвращение.

Доктор философских наук, психолог и социолог, профессор Игорь Семёнович Кон считает, что гомофобия -  иррациональный страх перед гомосексуальностью и ненависть к ее носителям, - сложное многоуровневое явление, обусловленное целым рядом социальных и психологических факторов. Согласно мнению И. С. Кона, уровень гомофобии в любом конкретном обществе зависит от:
- общего уровня социальной и культурной терпимости;
- уровня сексуальной тревожности;
- уровня сексизма и гендерного шовинизма;
- характера традиционной идеологии, особенно религии, и ее отношения к сексуальности;
- общего уровня образованности и сексуальной культуры;
- ситуативных социально-политических факторов.

Однако может быть, что все эти факторы – грани чего-то одного, стороны какого-то глубинного социально-психологического явления.

Гомофобия как форма ксенофобии

Ксенофобия — страх или ненависть к кому-либо или чему-либо чужому; восприятие чужого, как опасного и враждебного.
Ряд этологов, таких как доктор биологических наук, профессор Виктор Рафаэльевич Дольник, указывали на биологическую природу ксенофобии человека. У животных существует явление агрессии и неприязни, проявляемой ими по отношению к близким видам и подвидам. Биологическая целесообразность такого поведения — запрет на образование смешанных пар.

По мнению В. Р. Дольника, ксенофобия является сбоем генетического механизма, что объясняет её иррациональность и неподверженность рациональным доводам.

Кон И. С.  считает, что подобно другим социально-психологическим явлениям, ксенофобия коренится как в общественном, так и в индивидуальном сознании. Люди всегда склонны воспринимать и оценивать жизненные явления сквозь призму традиций и ценностей собственной группы, выступающей в качестве эталона: «Мы» (свои) лучше, чем «Они» (чужие). В древнейших обществах подозрительно-враждебное отношение к чужакам было необходимым условием выживания. Образы «Других» изменялись, окрашиваясь разными эмоциями, в зависимости от характера конкретных межгрупповых отношений. Какая именно человеческая группа вызывает к себе наибольшую ненависть, и в каких терминах она выражается, зависит от характера культуры и конкретных социальных условий. По своей социальной и психологической сущности, гомофобия — явление того же порядка, что и ксенофобия. Ее социальные корни — консерватизм, традиционализм и неуверенность в собственном статусе, а психологически она связана с такими чертами личности как авторитаризм, ригидность мышления и догматизм.

Гомофобия как следствие мифологизации сексуальности

Великий Платон определял миф как вымысел, который социум считает фактом.  Каждодневная жизнь не просто мифологична, но тотально пронизана мифом и абсолютно подчинена ему. Социум справедливо отказался от устаревшего представления о том, что мифологично лишь античное прошлое, а банальная современность якобы рациональна. С помощью мифологизации человек чуждые и непонятные явления наделяет значимыми свойствами.

К таким явлениям как раз относится сексуальность. Философ и антрополог Пырьянова Ольга Анатольевна отметила, что процесс мифологизации сексуальности не является феноменом, порожденным современной культурой. С исторической точки зрения нельзя разделить появление мифа и попытки сокрытия сексуальности. Внутренний образ сексуальности скрывает в себе тайны и соблазны. В современном мире сексуальность превращается в товар, который дополняет нарциссический образ человека.

Гетеросексуальность была первой моделью сексуального поведения, которую определили как оптимальную для существования социума, в силу необходимости продолжения рода.

Мифологизированная сексуальность, отличная от гетеро-, подвергается воздействию «магических сил», которые как бы налагают на неё «проклятие», исключающее актуальное существование.

Для сексуальности не остается возможности свободного выражения, ее принуждают к строго заданному существованию. Каждый человек не только считает форму своей сексуальности наилучшей, но иногда пытается навязать ее другим как единственно приемлемую. Происходит поляризация сексуального пространства конкретного индивидуума и мира в целом.

Связи гомосексуального человека с обществом начинают обрываться: «проклятого» избегают и относятся к нему как к источнику опасности для окружающих. Сексуальность, которая подверглась мифологизации, перемещается в область, созданную довлеющими социальными силами для «неугодных» феноменов.

«Гомосексуальность, выступающая как угроза традиционным ценностям, воспринимается как страшная сила, наполненная пороками, которые передаются с помощью симпатической магии. Миф, вписавший гомосексуальность в гетеросексуальное мировоззрение, отводит ей место универсального виноватого» - пишет Пырьянова О. А.

Эта угроза и вызывает те самые сильные чувства, которые называются «гомофобией». Желание исправить все то, что способно поколебать основы гетеросексуальной реальности, приводит к крайне агрессивным проявлениям.

Маскулинность как гомофобия

Американский социолог Майкл Киммел объясняет, что значит быть мужчиной в американской культуре, когда самоопределение происходит путем противопоставления себя набору «других» - расовых меньшинств, сексуальных меньшинств и, главным образом, женщин. Процессы, происходящие в российской и американской культурах во многом схожи, поэтому считаю, что информация актуальна и для нас.

М. Киммел считает, что мужественность социально конструируема и исторически изменчива. Общественная сфера – рынок формирует определенный тип мужественности – «рыночную маскулинность». Ее характеристики – агрессия, конкуренция, тревожность. Рынок представляет собой арену, где мужественность необходимо тестировать и доказывать. На этой арене проявляются формы напряженности между мужчинами и женщинами и между различными группами мужчин.

Никакая маскулинность не предполагает равенства – подчеркивает автор – или хотя мы все и созданы равными, любое гипотетическое равенство быстро испаряется.

Исторически маскулинность была определена как бегство от женщин, как отрицание феминности. Согласно З. Фрейду, главная задача, с которой каждому маленькому мальчику приходится столкнуться, заключается в том, чтобы надежно утвердить свою идентичность в качестве мужчины. В этой модели маскулинность неизбежно связана с сексуальностью. Сексуальность мальчика станет соответствовать сексуальности его отца –  угрожающей, хищнической, собственнической и, возможно, карающей. Прежде мальчик стремился идентифицировать себя со своим угнетателем; теперь он сам может стать угнетателем. Но страх остается, страх, что юношу разоблачат как обманщика, как мужчину, не окончательно отделенного от матери. Мужественность становится растянувшейся на всю жизнь попыткой демонстрировать факт ее достижения.

Мужчины постоянно наблюдают за мужчинами, оценивают их, соглашаются допустить в царство мужественности. Маскулинность является гомосоциальным спектаклем. Мужчины испытывают сами себя, совершают героические подвиги, идут на непомерные риски ради признания их мужественности другими мужчинами.

Маленький мальчик до определенного момента идентифицировал себя с матерью, соответственно смотрел на отца так же, как и его мать, смешивая благоговение, удивление, страх и влечение. Во время Эдипова кризиса мальчик начинает одновременно смотреть на отца не как на объект влечения, а как на соперника. Отрицание матери и идентификация с отцом только частично разрешает его дилемму. Что же он должен делать с этим гомоэротическим влечением, влечением, которое он испытывал, поскольку смотрел на отца глазами матери? Он должен подавить его. Гомоэротическое влечение считается феминным влечением. Гомофобия есть попытка подавить это влечение, очистить все отношения с другими мужчинами, с женщинами и с детьми от какой-либо его примеси и гарантировать, что никто и никогда не сможет принять его за гомосексуалиста. Гомофобное бегство от интимных отношений с другими мужчинами представляет собой отрицание гомосексуального начала внутри себя.

Важно отметить, что речь идет обо всех мужчинах нашего социума, т. е. в каждом мужчине есть гомоэротическое влечение, и гомофобия – суть попытка его подавить.

Гомофобия как проявление неосознанной гомосексуальности

В 1996 году в журнале «Journal of Abnormal Psychology» Henry E. Adams, Lester W. Wright, Jr., и Bethany A. Lohr опубликовали результаты исследования связи гомофобии с сексуальной реакцией на гомоэротические стимулы. Авторы исследовали гомосексуальное возбуждение у исключительно гетеросексуальных мужчин, которые признались в негативной реакции на гомосексуальных лиц. Участники состояли из группы 35 гомофобных мужчин и группы 29 негомофобных мужчин.

Мужчинам показывали видеоролики с различными гомо- и гетеро- сексуальными сценами. В процессе контролировались изменения размера полового члена испытуемых.

Обе группы показали увеличение полового члена во время просмотра гетеросексуального и лесбийского видео. Только гомофобные мужчины показали увеличение эрекции полового члена при просмотре мужских гомосексуальных сцен. Группы не отличались уровнем агрессии. Авторы сделали вывод, что гомофобия  связана с гомосексуальным возбуждением, что гомофобный человек либо не осознает, либо отрицает.

От себя добавлю, что общая практика исследований показала, что испытуемых не должно быть меньше 50, однако лучше всего более 200.  С учетом, что 29 человек из 64 мужчин были контрольной группой, то я бы не стала на основании реакции 35 человек делать глобальные выводы.

Гомофобия как страх уничтожения популяции

Существует гипотеза, что гомосексуальность – зарезервированный природой механизм для сокращения численности популяции. «Но когда я задумываюсь над тем, как старательно, в каком множестве вариантов отработан биологический механизм возникновения однополой любви, в голову невольно приходит и другое предположение… Животворящая мать-природа имеет в своем арсенале и средства мгновенного уничтожения вида или, на крайний случай, резкого уменьшения его численности. О скольких биологических формах мы имеем представление только по ископаемым останкам? Эпидемии, космические катаклизмы, экологические катастрофы… Возможно, и гомосексуальность стоит в этом же ряду – как самый легкий, наиболее гуманный способ прекратить не оправдавший себя эксперимент? Природа держит этот механизм про запас, но постоянно его проверяет, чтобы порох, как говорится, всегда оставался сухим…» - писал доктор медицинских наук, психотерапевт, психоаналитик, сексолог Арон Исаакович Белкин. Можно предположить, что наше групповое бессознательное влияет на наши чувства, и гомофобия является отголоском тревоги смерти.
30.11.2017

[1] Словари и энциклопедии на Академике, ксенофобия

[2] Словари и энциклопедии на Академике, мифологизация

[3] Henry E. Adams, Lester W. Wright, Jr., and Bethany A. Lohr Is Homophobia Associated With Homosexual Arousal?, Journal of Abnormal Psychology, 1996, №3, 440-445

[4] Белкин А. И. Третий пол: Судьбы пасынков природы, Олимп, 2000 г.

[5] Киммел М. Маскулинность как гомофобия: страх, стыд и молчание в конструировании гендерной идентичности, перевод Кривушина И., Sage Publication, 1994

[6] Кон И.С. Гомофобия как форма ксенофобии

[7] Пырьянова О. А. Мифологизация сексуальности: возможность отказа от толерантности, журнал "Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук" (Москва), №5 2009

Комментарии

Добавить комментарий

Добавить комментарий:

Пожалуйста, введите текст с картинки