Психотерапия – как расследование
Я как-то обратила внимание, что консультирование, психотерапия для меня чем-то похожи на работу детективов: клиент и я вместе исследуем-расследуем «преступление» - проблему клиента. Мы точно так же, как герои детективных сюжетов, строим и отрабатываем версии, ищем «преступника» - причину, наблюдаем, сопоставляем факты. Только поле нашей работы совсем иное, не общество, а внутренние психические явления и объекты клиента.
Первым делом мне необходимо заключить союз с клиентом, чтобы мы стали надежными напарниками в этой охоте. Это удается после того, как клиент убедится, что я – на его стороне: не критикую, не оцениваю, не навязываю свое мнение. Убедится, что я - внимательна и принимаю человека таким, какой он есть.
Затем мы вместе начинаем изучать проблему всесторонне. Вот здесь, в отличие от настоящих детективов, бОльшую роль играют не события, а чувства, переживания человека. (Вы же помните, поле нашей работы – психика!). Поэтому моя задача обычно заключается в том, чтобы фокусировать внимание клиента именно на его чувствах, настроениях, образах, фантазиях. Собственно, это и есть моя работа в нашем тандеме – направлять внимание. Потому, что главный следователь, это не я, а - клиент. Именно он видит себя «изнутри» и, хоть и не осознает этого, но знает о себе все.
В результате исследования своего внутреннего мира, клиент, в конце концов, видит – осознает всю «преступную цепочку», которая лежит в основе его проблемы. В этом процессе важно не только и не столько интеллектуальное понимание происходящего, а, скорее, появление инсайтов – озарений. Инсайты идут из глубин бессознательного и являются не только знанием-пониманием, но и одновременно действием в психической реальности.
Когда человек осознает и понимает, почему он что-то делал именно так, чувствовал именно так – то у него появляется возможность выбора. Теперь он может начинать жить по-другому.